ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПРИОБРЕТАТЕЛЬ ПОСЛЕ ВЫСЕЛЕНИЯ

Речь идет о праве собственника или добросовестного приобретателя жилого помещения, которое было ими утрачено по не зависящим  от них причинам, потребовать от казны Российской Федерации денежной компенсации в размере реального ущерба, но не более 1 000 000 рублей. 

Читать далее

Средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания) в предпринимательской деятельности

 

    В условиях коммерческого оборота любой субъект предпринимательской деятельности заинтересован в продвижении своей продукции или предприятия в целях привлечения большего количества потребителей, увеличения объемов продаж товара, работ или услуг.  Как правило,  такой вопрос, в случае ведения предпринимательской деятельности посредством создания юридического лица, возникает уже  при его регистрации: учредители определяют наименование  организации, руководствуясь  не только личными, эстетическими и т.п.   соображениями, но и коммерческим интересом – способностью наименования привлекать потенциальных клиентов (покупателей). В этом случае идет речь о  фирменном наименовании юридического лица, которое его индивидуализирует, т.е. выделяет среди подобных.  Гражданским кодексом Российской Федерации такое фирменное наименование относится к средствам индивидуализации юридического лица и подлежит защите в соответствии с законом, а именно: юридическое  лицо, которое зарегистрировало тождественное или сходное до степени смешения фирменное наименование ранее, может требовать запрета использования такого же или похожего наименования от любого юридического лица, в том числе и в судебном порядке.  В настоящее время сложилась достаточно устойчивая судебная практика, которая признает нарушением прав на фирменное наименование  более позднюю регистрацию юридического лица иной организационно-правовой формой, но с   указанием  тождественной или похожей остальной части наименования. Следует, однако, оговориться, что нарушение прав будет только в случае, если это юридическое лицо занимается теми же видами предпринимательской деятельности. Чтобы избежать ситуации,  когда к вам предъявляется иск о запрете использования фирменного наименования, а хуже того, и о возмещении убытков, при регистрации юридического лица следует серьезнее отнестись  к этому вопросу. Необходимо, в частности,  проанализировать доступную для всеобщего пользования базу данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации на соответствующем сайте, где содержатся    сведения о всех зарегистрированных юридических лицах, времени их регистрации и наименованиях. Очевидно, что, например, названия юридических лиц «Урал Сахар» и «Урал-сахар 1»  не тождественны, но похожи до степени смешения и могут вводить в заблуждение потребителей их продукции. Кроме того, использование чужого наименования может расцениваться как нарушение принципа  добросовестной конкуренции: организация, зарегистрированная ранее в случае успешного ведения бизнеса приобретает соответствующую репутацию, чем необоснованно пользуется другое юридическое лицо.

  В процессе предпринимательской деятельности очень часто возникает необходимость индивидуализировать не только юридическое лицо, но и производимые им товары (работы, услуги), места их производства или  продажи. Часто люди не задумываются, что разработка, например, фирменного стиля, логотипа, обозначения магазина или иного   помещения, в котором продаются товары или оказываются услуги, может оказаться как положительным фактором предпринимательской деятельности, так и отрицательным. Такой вывод следует из анализа действующего в настоящее время законодательства РФ в области защиты товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товара, а также коммерческих обозначений.  Например, вы потратили значительные средства, чтобы как-то выделить свой товар, свое предприятие, разработав этикетку, логотип, брэнд или иное обозначение, провели рекламную компанию, использовав   в ней все перечисленные разработки, и, вдруг, выясняется, что эти разработки используются иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем  и  на вполне законных основаниях. В результате, вместо того, чтобы выделиться из большой массы участников рынка товаров, работ и услуг, вы  оказались в ситуации, когда не только зря потрачены деньги, но и имеется реальная угроза привлечения вас к ответственности за нарушение прав на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения. Происходит это потому, что с развитием рыночных отношений их участники все чаще стали   уделять повышенное внимание  оформлению своих прав на интеллектуальную собственность, к которой относятся и средства индивидуализации. Эти объекты интеллектуальной собственности действительно могут приносить прибыль. Причем прибыль возникает и в том случае, когда правами на средства индивидуализации пользуется третье лицо по возмездному договору с его правообладателем (так называемый лицензионный договор).   Сейчас можно через Интернет зайти на сайт многих крупных компаний и найти информацию об их товарных знаках (иногда на сайтах  применяется иная  терминология), знаках обслуживания  и иных видах интеллектуальной собственности, охраняемой законом. (например такие товарные знаки – логотипы размещены на сайте пивоваренной компании «Балтика» по адресу http://corporate.baltika.ru).  Надо сказать, что изменился и сам закон в этой области  отношений. С 2008 года действует часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг посвящена целая глава.         К охраняемым в настоящее время средствам индивидуализации   закон относит  фирменные наименования, товарные знаки,  знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.  Причем первые из четырех средств индивидуализации подлежат государственной регистрации и охраняются соответственно с учетом  проведения таковой, а вот коммерческие обозначения не регистрируются и подлежат охране с момента  начала использования и до его фактического окончания. Например, наименование многочисленных магазинов с вывеской   «Магнит», появившихся во многих субъектах Российской Федерации - суть не что иное, как коммерческое  обозначение. Такое  обозначение индивидуализирует (выделяет) продуктовые магазины с определенным ассортиментом и ценовой категорией, среди иных продуктовых магазинов вашего региона.

     В качестве мер охраны возможно использование несколько способов, указанных в законе, в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения, взыскание убытков, взыскание компенсации в установленных пределах независимо от возникновения убытков.

     Следует подчеркнуть, что средства индивидуализации охраняются не только нормами гражданского законодательства.  Охранительную функцию также  выполняют статьи Кодекса об административных правонарушениях  РФ и  Уголовного кодекса РФ. Так, например, в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара. Статьей  180 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров и незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в РФ товарного знака или наименования мест происхождения товара.

    Чтобы  при осуществлении предпринимательской деятельности не попасть впросак и не оказаться в роли лица, нарушающего чьи-либо интеллектуальные права,  рекомендуем вам уделить самое пристальное внимание этому вопросу, в том числе  обратиться к нашим специалистам. (подробнее см. здесь)

 

Удмуртская Республика г. Ижевск ул. К. Маркса, д. 421 "Победитель"