ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПРИОБРЕТАТЕЛЬ ПОСЛЕ ВЫСЕЛЕНИЯ

Речь идет о праве собственника или добросовестного приобретателя жилого помещения, которое было ими утрачено по не зависящим  от них причинам, потребовать от казны Российской Федерации денежной компенсации в размере реального ущерба, но не более 1 000 000 рублей. 

Читать далее

Защита авторских прав в России?


Автор создал произведение. Что, кроме творческого удовлетворения, в результате этого он приобретает? Автор становится обладателем следующих основных авторских прав (статья 1255 Гражданского Кодекса РФ): 1) исключительного права на произведение, 2) права авторства, 3) права на имя автора, 4) права на неприкосновенность произведения, 5) права на обнародование произведения. Эти права подразделяются на имущественные и неимущественные.  Имущественное право автора – это его исключительное право на произведение, остальные права являются неимущественными. Исключительное право на произведение – это возможность автора и только автора (право же исключительное) использовать свое произведение любыми, не запрещенными законом способами. Самые потенциально доходные для автора способы использования авторского произведения (предусмотрены статьей 1270 ГК РФ), это:

1. публичное исполнение произведения – т.е. только автор вправе читать свои стихи, петь песню вживую, или ставить диски (флэшку, другие носители информации) для воспроизведения на телевизоре (мониторе) или звуковоспроизводящем устройстве своих стихов, песен, музыки, фильмов перед аудиторией, которая не относится к членам его семьи. Другие лица (не авторы) могут это делать только с согласия автора, на определенных автором условиях.

2. сообщение в эфир или по кабелю (в том числе путем ретрансляции). Т.е. любая теле- или радио- станция может пускать в эфир любые произведения любых авторов только с согласия этих авторов, на определенных авторами условиях.

Исходя из этих правил, можно сделать вывод, что авторы, чьи произведения популярны в разных группах населения, являются обеспеченными людьми и могут заниматься исключительно творчеством. Однако в действительности это не совсем так. Дело в том, что несмотря на принадлежность автору указанных исключительных прав на произведение, фактическое управление этими правами осуществляет третье лицо, а именно Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО). Эта же организация взимает плату за использование (просмотр или прослушивание) потребителями авторских произведений. Такое управление авторскими правами осуществляется РАО на основании государственной аккредитации, полученной им 15 августа 2008 года в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области культурного наследия. Генеральным директором РАО является Федотов Сергей Сергеевич 7.09.1977г.р., обладатель многочисленных наград за выдающиеся достижения в различных областях деятельности, в частности: медали Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского (2003 год), ордена Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского (2004 год), ордена Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского (2006 год), ордена Святого Князя Александра Невского «За заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства российского» (2007 год), благодарности «За активное участие в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации» (2008 год), а также множества других.

Управление авторскими правами и взимание платы за использование авторских произведений производится РАО двумя способами. Первый – это привлечение лиц, нарушивших права какого-либо автора к гражданской, и (или) административной, уголовной ответственности. При привлечении нарушителя к гражданской ответственности последний выплачивает РАО компенсацию, размер которой (от 10 000 до 5 000 000 рублей) определяется решением суда. Второй – это заключение договора и взимание платы на основании договора, по условиям которого пользователи, помимо внесения платы обязаны представлять в РАО отчеты с указанием наименований всех авторов и исполнителей, произведения которые были прослушаны или просмотрены за отчетный период. Предполагается, что все собранные «авторские гонорары» и взысканные компенсации за нарушение авторских прав, за вычетом средств, потраченных на осуществление «управления авторскими правами», впоследствии перечисляются авторам. 

Почему лишь предполагается? А потому, что размер платы, взимаемой РАО, зависит не от количества прослушанных или просмотренных произведений конкретного автора, а от совершенно других мер измерения. Например, в организациях общественного питания размеры авторского вознаграждения зависят от типа заведения (закусочная, бар, ресторан) и от количества посадочных мест. Барам при этом надо помнить, что учитываются также места у барной стойки. Если посадочные места в заведении не предусмотрены, то количество рассчитывается по площади. Ежемесячные платежи для предприятий сферы услуг зависят от их типа (салон красоты, ателье, парикмахерская и пр.) и объема площади. А вот с кинотеатров РАО взимает плату, рассчитывая  проценты от дохода с продажи билетов. Дополнительные платежи взимаются за озвучивание фойе и баров кинотеатров, а также при наличии бильярдных столов или боулинга.

РАО взыскивает авторские гонорары не только за российских авторов, но также и за всех зарубежных авторов, т.е. за авторов тех стран, которые подписали соответствующие международные соглашения о защите авторских прав. При этом РАО не требуется получать согласие от российских  или зарубежных авторов на такой сбор денег.

Каким образом РАО распределяет полученные денежные средства между авторами? Получить понятный ответ на этот вопрос представляется затруднительным. Например, постановлением авторского совета РАО  № 18 от 28 октября 2010 года утверждено положение о порядке распределения и выплаты авторского вознаграждения, одним из основных принципов которого является то, что к распределению среди авторов не принимаются отчеты пользователей, оформленные ненадлежащим образом и содержащие информацию, недостаточную для распределения, например, отчеты, которые: составлены по неустановленной форме; в отчете не указаны имена авторов и/или названия произведений; в  графе «автор» указан исполнитель; отчет пользователя заполнен шрифтом размера менее 12 пт.; в отчете при указании названий иностранных произведений и имен авторов используется кириллица или перевод на русский язык.

Предположим, вы являетесь владельцем бара, в котором звучит музыка, и вы заключили договор с РАО, по которому должны платить и предоставлять отчеты. Музыка у вас в заведении играет постоянно. Способны ли вы будете идентифицировать, а затем указать в отчете для РАО всех исполнителей и авторов музыки и текстов произведений, прозвучавших в вашем баре в течение квартала или года? Теоретически это возможно. А практически? Шрифтом не менее 12пт. и без использования кириллицы при указании иностранных авторов, исполнителей и их произведений?

Таким образом, если пользователи заполняют отчеты с какими-либо дефектами, то получение авторами гонорара от РАО за их произведения фактически прослушанные (просмотренные), как минимум, остается под вопросом. 

По информации интернет издания Лента.Ру http://lenta.ru/articles/2009/07/11/copyright/ в 2008 году поступления в бюджет РАО составили больше 2 миллиардов рублей, выплаты авторам – менее 1 миллиарда.

Может ли автор, ограничившись только созданием своего произведения, в дальнейшем самостоятельно требовать от нарушителей его авторских прав выплаты материальной компенсации? Нет, если только автор специально по установленной РАО форме не подал заявку на исключение своего произведения из реестра РАО, а нарушитель заключил с РАО лицензионный договор.  

В настоящее время сложилась достаточно обширная судебная практика по искам РАО к пользователям. В подавляющем большинстве случаев РАО выигрывает дела. Существуют и такие судебные прецеденты, когда ответчикам удается отбиться от притязаний ООО «Российское авторское общество».  Однако такие прецеденты существуют лишь на уровне районных судов и судов субъектов Российской Федерации. Высшие же судебные инстанции решения не в пользу РАО, особенно имеющие принципиальный характер, как правило, отменяют.

Например, Ростовский областной суд кассационным определением от 21 июня 2001 года оставил в силе решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.05.2001г., которым лицензионный договор между РАО и индивидуальным предпринимателем признан незаключенным, поскольку договор не определял конкретные объекты авторских прав, которые разрешалось использовать предпринимателю.  Если бы такая правовая позиция устояла в Верховном Суде РФ, то это  бы означало для всех плательщиков гонораров в РАО предоставление возможности получить обратно выплаченные ему суммы в качестве неосновательного обогащения последнего. Но не тут-то было. Президиум Верховного  Суда РФ, утверждая Обзор судебной практики за второй квартал 2012 года, одновременно утвердил и следующее: «отсутствие в лицензионном договоре, заключенном между РАО и пользователем, указания на конкретные произведения не свидетельствует о том, что условие о предмете договора сторонами не согласовано».

Так защищаются ли авторские права в России? Можно ответить так: деньги взимаются почти со всех, в том числе и с самих авторов. 

Удмуртская Республика г. Ижевск ул. К. Маркса, д. 421 "Победитель"